Эта ардха матсиендрасана, запечатлённая во время нашей последней фотосессии, была целым мысле-чувственным букетом: «сейчас я упаду с этого постамента», «плечо царапают ветки», «большой палец на ноге не укладывается в кадр», «мама, как же холодно!», «и зачем я растопырила пальцы в мудре», «а вдруг у меня при таком ракурсе лицо некрасиво смотрится?!». В общем, типичная болтовня ума. Остановимся отдельно на тех фразах, которые касаются красоты кадра. Конечно, изначально йога, как внутреннее состояние, имела с эстетикой не больше общего, чем пингвин с мерседесом: и то, и другое чёрного цвета, но в целом это разные вещи. С этой позиции вполне разумной кажется идея ряда серьёзных практиков хатха- и раджа-йоги на нашем постсоветском пространстве о «йоге без гламура». Да и миллионы, зарабатываемые на ковриках, маечках, статуэтках, малах из полудрагоценных камней, их мы тоже не можем не причислить к правомерным доводам против превращения пути достижения самадхи в способ всё большего врастания в материальный, проявленный мир.
Однако меня здесь смущает один нюанс. Не упустим ли мы из-за отречения от непринципиальной атрибутики нечто очень ценное? В духовных традициях Индии о мире, который доступен нашим органам восприятия, рассказывается через разные метафоры: это лила, игра Бога; сон, который видит Вишну; майя – лишённая постоянства энергия, которая одновременно скрывает истинную природу Вселенной и служит основой для многообразия её проявлений... Если мы исходим из подобных представлений о мире, то здесь важно подчеркнуть: это нам с нашим ограниченным умом эти лила, сон или вечно переменчивая майя могут не нравиться, в том числе своим «гламуром». Но кто на самом деле знает, что всё это значит в масштабе бытия? И всегда ли так уж вредна эстетика, когда речь идёт о внутренних практиках, будь то йога, тайчи или цигун? Да, вероятно, стоит иногда себе напоминать, что практика не требует специального ковра, одежды, ретритного центра или дорогой йога-студии. Однако если эти атрибуты и в целом эстетическая составляющая бытия помогают вам с большей, спокойной радостью в сердце или с ощущением дружеского плеча практиковать, почему бы просто не попробовать наслаждаться и этой частью игры, сюжетом сна или формой майи? Или идея о «пятилетке за три года» так глубоко укоренилась в нашем сознании, что мы не готовы насладиться переменчивой игрой бытия в пылу погони за скорейшим выходом из сансары?