Асаны хатха-йоги — это выверенные веками методы воздействия на тело. Цель — самосовершенствование для перехода к высшим состояниям сознания. И если с физическим аспектом всё более-менее понятно, то как же в асанах работать с нашими умом и сознанием? Это просто! Нужно лишь наблюдать за своими ощущениями.
Чаще всего на занятиях нам предлагают принимать разные формы, учат нас виньясам и новым усложнённым вариантам, забывая упомянуть о концентрации и состоянии равновесия. Конечно, медитативное состояние может прийти благодаря общей атмосфере занятия и «ауре» преподавателя. Но многое зависит от вас, от того, готовы ли вы честно практиковать, оставляя мысли за стенами зала. Это в равной степени относится как к новичкам, так и к «продвинутым» практикующим, ведь, когда становится легко, мысли так и норовят убежать.
Первое, о чём вы должны помнить в практике, — это наблюдение за дыханием. Оно не должно сбиваться или останавливаться из-за излишне прилагаемых усилий. Осознавайте своё ровное, спокойное дыхание на кончике носа. Какой бы трудной или лёгкой для вас асана не была.
Наблюдайте за реакциями вашего тела, старайтесь описывать для себя как можно большее количество ощущений, но избегайте характеристик из категории «больно, устал». Наблюдайте за всем с интересом, исследуйте новые ощущения тела. Определите, какие мышцы и суставы задействованы в этот момент, остальные расслабьте. Даже в самой привычной асане каждый раз можно открывать для себя что-то новое.
Оставьте идентификации и оценки происходящего из серии «я Маша», «я делаю Шалабхасану», «моя спина устала», «тут жарко», «я удерживаю асану дольше остальных» и т.п. Просто будьте в асане и наблюдайте за ощущениями.
Помните, что у каждой асаны есть три стадии: вход в асану, её удержание и выход из неё. Начинающие практикующие много времени уделяют входу в асану и её отстройке. Обычно на удержание сил уже не хватает. Более опытные «проскакивают» первый этап. Выхода из асаны, как правило, не замечает никто, просто бросают тело и думают о входе в следующее положение. Это касается не только сложных форм, когда тело удерживается из последних сил, но и простых, которые не требуют вашего волевого участия.
Удерживайте Мула-бандху и дришти в каждой асане. «Корневой замок» даст вам опору в асанах и «запечатает» энергию внутри. Дришти же своего рода медитация на определённую точку. Для разных асан эта «ключевая» точка разная. Если направление взгляда не упоминается, это может быть медитация на аджну чакру (межбровье) или насикагра-дришти (концентрация на кончике носа).