Расшифровка интервью на русском языке:
Что такое счастье? Что такое настоящее счастье? Существует разница между счастьем и истинным счастьем? Есть счастье, которое мы испытываем благодаря нашим органам восприятия. Это один вид. Называется «ананда». Есть и другой вид счастья, так называемое - вечное счастье, и оно называется нитья ананда. Йога даёт нам эту нитью. Происходит так: мы ставим перед людьми этот вопрос, и через некоторое время они начинают осознавать то, что йога может дать. Йога может навсегда избавить от горя и страданий.
Мы практикуем йогу, но зачем нужны йогические практики? Чтобы достичь истинной цели йоги. Вот почему говорят, что «цель йоги настолько глубока, как и мы сами». Когда мы начинаем потихоньку приближаться к этой цели, практика начинает работать на нас. Мы получаем максимальную отдачу. Все, что происходит с вами, должно идти изнутри. Изучайте свой внутренний мир, тогда вы поймете, где именно вы находитесь сейчас. Все рождается внутри нас. Ничего не приходит извне. Все, что приходит извне... Это ненастоящее и несёт в себе деструктивное начало. К счастью, все вопросы, все сомнения рождаются внутри нас. Но ответы на эти вопросы мы ищем во внешнем мире. Вот почему эти ответы нас не удовлетворяют. Неважно откуда вы их получите - от учителя, из «гугла» или ещё откуда-то, вы продолжаете искать дальше, не находя удовлетворения. И тогда внутри нас начинают происходить подвижки.
Моим первым учителем был мой отец. Но он никогда не давал мне какой-либо особой системы обучения. Как и все люди, я начал с практики асан. Это общее для всех. Даже святые тексты говорят: «haṭhasya prathamāṅgatvād āsanaṁ pūrvam ucyate | kuryāt tad āsanaṁ sthairyam ārogyaṁ cāṅga-lāghavam». Это сказано в «Хатха йоге прадипике». Первая важная часть хатха йоги - это практика асан. Все начинают с нее. Через 5-10 лет практики человек становится достаточно гибким. Раскрываются тазобедренные суставы, плечевые. Но что делать со всем этим? Трансформация переносит вас с одного уровня на другой, так и происходит обучение.
Так и мой отец. Хоть мы и говорим, что он меня не учил, но он практиковал, и я наблюдал за этим. Когда мне было лет 8-10, я видел, как мой отец делал стойку на голове и сарвангасану, затем он садился и делал пранаяму... но мы не знали тогда, что такое пранаяма. Я думал, что он просто закрывает нос во время дыхания. Что он делал в каждый определенный момент: вдох или выдох, как мы могли это понять?
Однажды, когда моего отца не было дома, я попытался самостоятельно сделать стойку на голове. Мы использовали канат (cord) и верёвки в Индии в то время. Я держался за верёвки и пробовал удержать баланс. Несколько раз я падал. Это было начало. Но со временем, очень постепенно, я продолжил свою практику асан. После этого я стал изучать Аюрведу, с помощью которой я получил «знания о жизни».
Настоящий учитель должен понимать, что такое йога. И он должен быть способен отследить, на каком уровне находится его ученик. Если для учеников крайне важна практика асан, тогда именно асанами и стоит заниматься. Через некоторое время стоит задать вопрос: а зачем вы делаете эти асаны? Какой в этом смысл? Вы должны задать им этот вопрос. Возьмём, к примеру, наклон вперёд. Вы уже хорошо его выполняете, но что это даёт вам? Они начинают потихоньку приходить к осознанности. В это время им нужен человек, который проведёт их по этому пути, покажет направление. Это задача учителя, которого также называют гуру.
Что касается практики пранаямы. У пранаямы очень много ограничений. Из всех практик Хатха-Йоги, у этой практики наиболее серьезные ограничения. Но несмотря на все эти ограничения, мы можем практиковать. Мы говорим «prana karana». Практика начинается с наблюдения за своим дыханием. Нужно сесть или лечь в спокойном состоянии и начать наблюдать за дыханием. Продолжайте дышать, пока ваше дыхание не станет ровным и медленным. После этого можно приступить к выполнению Нади Шодханы. Вдох через правую ноздрю, выдох через левую.
Снова вдох через левую, выдох через правую. Такую простую пранаяму можно выполнять на начальном уровне. Пранаяма выполняется после практики асан. Хатха-Йога начинается с ямы, ниямы, асан и только потом приходит время для пранаямы.
Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна... Что-то вроде ступеней в аштангайоге. Если рассмотреть эти ступени сами по себе, появляется довольно чёткое понимание. После пранаямы вы полностью успокаиваетесь. И если в этот момент вы начнёте силовую практику вроде виньяс или сурья намаскар, ваше состояние снова станет возбужденным.
Медитация представляет собой спонтанный процесс. Она рождается внутри человека с течением практики и чем-то напоминает сон. Нужно ли нам учиться сну у кого-то? Так и с медитацией, когда вы будете готовы, это состояние придёт. Йогическая садхана подразумевает некое последовательное развитие, но медитации не научишься в какой-то определенный срок.
Без практики ямы и ниямы вся практика хатха-йоги подобна зданию, которое вы строите без укрепления основания. Например, вы собираетесь построить здание в 100 этажей. Для этого вам нужно пойти гораздо глубже и шире. Настолько, чтобы ваше здание смогло вырасти вверх.
Итак, мы видим красивое здание снаружи, но мы не можем увидеть, что творится в его основании под землёй. Если мы задумаемся о людях, которые достигли высокого уровня йогической практики или о духовно просветленных, мы увидим, что основа их практики лежит в соблюдении ямы ниямы. Без практики ямы ниямы все, что построено, будет разрушено.
Ямы и ниямы - это, так называемые, нитиярасаянам. Практиковать их нужно каждое мгновение вашей жизни. Но в большинстве своём, если люди занимаются аштанга-йогой, они хорошо знакомы только с асанами, пранаямой и медитацией.Вот где должны проявиться способности учителя йоги (смеется). Если человек хорошо понимает ямы и ниямы, тогда он имеет представление о практике йоги в целом.
В древние времена были распространены учения на санскрите и тамильском. Тамильские сиддхи уходили жить в северные ашрамы. Из Северной Индии они перебирались в Южную. Это часто случалось. Многие понятия, например, хатха-йоги давались в санскритских текстах. Но если мы возьмём понятия более высокого уровня, такие как ямы и ниямы, их четкое описание дано в Тамильских Сиддхиярах. Классическая книга «Сутры йоги Патанджали"» говорит, что существует 5 ям и 5 ниям. Тогда как Тирумуллар даёт информацию о 10 ямах и ниямах.
Небольшое очень базовое объяснение. Тамильская традиция гораздо глубже Санскритской из-за того, что она включает в себя более глубокий философский аспект.
Полностью посвяти себя своей жизни. Вы должны понять, зачем живёте. В чем ценность человеческого существа? Чего мы ищем в жизни? Древние люди донесли до нас эту информацию.
Мы должны следовать заветам наших предков. Классическим текстам, наследию. Несмотря на то, что мы живем в современном научном мире, мы должны суметь открыть эти вещи и следовать им. Это даст лекарство от всех наших страданий.