Но время прошло, и сегодня мы можем сталкиваться с тем, что сформированные «для выживания» паттерны не подходят для полноценной жизни. Это проявляется в таких распротсраненных бытовых формах, как: неудачные отношения («меня все время тиранят, мне сложно отстаивать свои права в отношениях, я вообще не могу завести длительные отношения по непонятным причинам»), эмоциональные сложности ( «настроение скачет само по себе, не понимаю, почему мне плохо, грустно, а иногда вспыхивает первобытная ярость без причин»). Список этот можно продолжать бесконечно.
Если все так просто, - был паттерн, мне он не подходит, хочу делать другой, зачем ходить к психологу, тратить много времени и денег? К сожалению, человеческая психика устроена не так уж просто. Долгое время считалось, что человек был создан богом по собственному образу, пока Дарвин не подорвал это мнение своей теорией эволюции. «Пускай мы произошли от обезьян» - говорили современника Чарльза Роберта– «но мы - не животные, мы полностью контролируем свои инстинкты, мы полностью сознательные существа, и в этом смысле подобны богу».
Не прошло и 100 лет, как Зигмунд Фрейд, врач-невропатолог, переполненный амбициями вписать свое имя в историю науки и философии, оспорил и это мнение. Работая в больницах, он регулярно сталкивался с такими пациентами, которые словно симулировали симптомы болезни. Они заявляли, что не могут видеть, но врачи уверяли, что их зрение в полном порядке, они не могли ходить, но врачи недоуменно пожимали плечами, - ведь никаких органических причин нет. Официальная медицина называла это истерическим неврозом, но внятного объяснения и тем более лечения, предложить не могла. С формулировкой «наш госпиталь для настоящих больных, а не для симулянтов», несчастных больных выгоняли из стационара.
Такой ответ не устраивал Зигмунда, и он начал свое исследование, которое привело к созданию психоанализа. Опираясь на труды коллег-невропатологов и философов, обобщив все в единую теорию, проверив на практике, он создал крайне непростую модель психики человека, в которой сознание лишь верхушка айсберга. Фактически психоанализ говорит, что источник всех влечений, всех мотивов человека – проистекает из области бессознательного, а сознательная часть – это та надстройка, которая позволяет человеку функционировать приемлемым для общества способом, удовлетворять свои желания в дозволительной форме. Тем не менее именно сознательная часть – это тот институт, который наделен властью целенаправленного поведения, анализа и его коррекции.
Почему нам так важно понять сущность взаимодействия сознательного и бессознательного? Потому, что именно это прольет свет на сложности, которые встают на пути у человека, идущего к счастливой жизни.
Фрейд не только легализовал идею «бессознательного», которая давно существовал в сферах эзотерических и религиозных учений,
но и описал структурную модель личности человека. В нее входит 3 компонента: ид (оно), супер-эго и эго.
Ид – это бессознательный источник влечений, которые современному западному человеку толком не представлены (в более традиционных культруах существует много разных способов и институтов, помогающие человеку общаться с этой своей частью). Этот компонент дан от природы, как источник жизненной силы и желаний, который бьет мощным фонтаном из глубин мироздания, бурной рекой устремляется в нашу жизнь. Это не только живой источник - в случае, если русло перегорожено запретами и блоками, источник превращается в застойный пруд, в глубине которого, в заросшей тиной зеленой жиже, покоятся отвергнутые желания.
Супер-эго – это важная инстанция, которая позволяет человеку адаптироваться в обществе. Фактически это набор норм, навыков и правил, которые общество транслирует ребенку через родителей. Сначала эта функция представлена, как набор внешних установок, которые показаны ребенку в определенных ситуациях, закрепляя определенные паттерны поведения, реакции, говорящие, как можно, а как нельзя. Это большое количество повседневных событий и посланий родителей (комментарии, похвала, наоборот нелицеприятных оценок), а иногда и единичные ситуации, которые были очень эмоциональны значимы для ребенка по каким-то причинам. Постепенно все это впитывается ребенком, врастает в него по мере взросления, формирует определенную структуру личности, которая считается правильной.
Парадоксально, но до тех пор, пока человек не задумывается об этом, весь этот набор не представлен ему осознанно, но существует как априорная данность, как нерушимый закон, подобно закону гравитации, работающему без нашего сознательного участия. И это частая причина страданий, когда человек вынужден делать то, чего
не хочет, или отказываться от того, что хочет, не задаваясь даже вопросом, для чего он так делает?
Эго – структура, которая пытается найти оптимальный компромисс между тем, что хочется и тем, что можно. Найти подходящие способы реализовать желания человека, но именно таким образом, как это одобряется обществом. Или хотя бы не противоречит его морально-этическим нормам (с точки зрения супер-эго). С одной стороны это здорово, так как именно это делает возможным социальное взаимодействие людей в обществе: от создания семьи до создания сложных технологических проектов. Но с другой стороны именно здесь и начинаются беды и страдания отдельно взятого человека.
В том случае, если желаемое – неправильно (проявлять «плохие» эмоции в присутствии мамы, быть агрессивным по отношению к более сильному объекту), то возникает бессознательный механизм, который позволяет нам избавиться от ненужного воспоминания, чувства, события. Но, к сожалению, или к счастью, человек не может просто взять и отрезать все это. Вытесненные за пределы нашего сознания, они никуда не исчезают, но прячутся в том самом зеленом болоте. Эти неудовлетворенные желания мучают человека, заставляют его страдать, но он не понимает почему, ведь сам он не может до них добраться – они вытеснены в бессознательное.
А с другой стороны, все новые чувства, намерения, которые подобны вытесненному, также будут запретны, не желательны. Человек разными странными способами будет избегать ситуаций, в которых эти же чувства могут возникнуть и проявиться, и при этом не осознавать причины своих жизненных сложностей.
Используя наш пример с «плохими» эмоциями, - если нет человека, которого могут задеть мои проявления, или наоборот,
человека, чьи проявления могут задеть меня, то зачем такого человека себе заводить? Это частый (но не единственный) механизм, который описывает причины страха близости.
В следующей статье мы поговорим более предметно о том, как же быть, если существует такая структура личности, которая мешает жить в гармони с самим собой и окружающим миром. А также о том, что происходит в процессе психотерапии с человеком, решившимся на трансформацию.
Автор: Дмитрий Колыгин, психолог