Исторически психотерапия была упражнением для ума, но всё больше и больше в приёмных современных специалистов по психическому здоровью лечение эмоциональных проблем происходит не на психоаналитической кушетке, а на коврике для йоги.
Эта расцветающая сейчас область называется йогатерапией, и её практикующие сторонники включают психиатров, психологов, социальных работников, которые активно привносят позы йоги и медитативное дыхание в свои сессии, и в то же время – преподавателей йоги, которые хотят научиться как обращаться с бурлящими у их учеников эмоциями на общем классе или на индивидуальных сессиях.
Идея состоит в том, как говорят йогатерапевты, чтобы дать возможность людям через йогу получить поддержку и вдохновение для открытия доступа к собственным глубинным эмоциям.
Типичная сессия йогатерапии с Элизабет Висиглия, психиатром и йогатерапевтом, обосновавшимся в Нью-Йорке, обычно начинается с некоторой дыхательной практики – энергитизирующие продышки для людей в депрессивном состоянии и балансирующее дыхание для людей с тревожными состояниями. Затем пациенты выполняют позы йоги, ориентированные на их специальные нужды. Люди с тяжёлым посттравматическим стрессовым расстройством, к примеру, склонны терять ощущение своего пребывания в комнате, когда переживают интенсивное высвобождение своего травматического опыта. Поэтому Висиглия удерживает их в простых заземляющих асанах, таких как поза воина или поза стула, перед тем как приступать к «разговорной» терапии.
«Эмоциональные воспоминания хранятся в вашем теле», - говорит Висиглия. «Структура группового занятия йогой не подходит для переработки этого опыта. В идеале, желательно работать с таким преподавателем, который будет уделять внимание одновременно вашему физическому и эмоциональному опыту».
Эта философия, стоящая за инструкциями к йогатерапии, преподаётся в Фениксе, в Вэст Стокбридж, штат Массачусетс, где йогатерапевты, которым не обязательно быть специалистами в области психического здоровья, учатся обращению одновременно с телом и психикой в процессе занятий на индивидуальных сессиях и групповых классах. В Фениксе йогатерапевт помещает своих клиентов в некоторые асаны, ассистируя им и проводя своеобразное «словесное исследование» настоящего момента. Йогатерапевт играет роль свидетеля в этом процессе исследования клиентами самих себя, используя эмпатию и позитивное принятие их опыта.
Концепция исцеления разума через телесность, а также и в обратном направлении, витала в воздухе уже десятилетия. «Фрейд работал с бессознательными конфликтами у истероидных женщин, которые они не могли выразить словами», - говорит Висиглия. Только через наблюдение телесных симптомов (как например фантомная беременность) можно было прийти к пониманию того, что им нужно на психологическом уровне для исцеления».
Со времён Фрейда изучение вопроса взаимоотношений тело-разум прошло уже долгий путь. Исследования показали, что не только наше ментальное здоровье и настроение в значительной мере зависимы от таких физических факторов как, например, упражнения, но и в обратной зависимости - неконтролируемый стресс, тревожность и депрессия могут повлиять на физическое здоровье, повышая кровяное давление, вызывая заболевания сердца и даже смертельные риски. Поэтому, вероятно, то что пациенты начнут приносить свои коврики для йоги на психотерапию, - было неизбежным.
Эта практика быстрыми темпами набирает популярность. Сейчас существует приблизительно 50 школ йоги, предлагающих тренинги по йогатерапии в США. Интернациональная Ассоциация Йогатерапевтов выросла более чем в три раза с 2003 по 2009 год и объединяет сейчас 2500 зарегистрированных членов. «На данный момент мы видим больше приходящих в эту сферу лицензированных работников здравоохранения, включая психологов, заинтересованных в использовании йоги в своей работе», - говорит Кенни Макгоннигал, главный редактор Интернационального Журнала по Йогатерапии.
В действительности, йогатерапия может предложить помощь даже для пациентов, с психиатрической точки зрения, наиболее безнадёжных. Висиглия сейчас занимается анализом данных по недавнему исследованию, проведённому ей в Психиатрическом Государственном Центре в Бронксе, по эффектам применения йогатерапии у людей с хронической шизофренией, некоторые из которых были госпитализированы уже 15-20 лет назад. Её исследование показало снижение негативной симптоматики и рост качества жизни. У больных шизофренией нарушено функционирование эндокринной системы и парасимпатической нервной системы; йога воздействует на обе этих системы, как говорит Висиглия, приводя к тому, что у пациента в результате занятий нарастает состояние спокойствия и умиротворения.
Это состояние покоя и есть то, что Джоан Стэнцлер, лицензированный клинический социальный работник и преподаватель йоги во Фрэш Медоу, пытается воссоздать на своих сессиях. В добавление к выполнению физических поз йоги, Стэнцлер рассказывает своим клиентам о пяти 'кошах', или уровнях сознания, с точки зрения традиционной йоги: физическом, энергетическом, ментально-эмоциональном, уровне мудрости и уровне блаженства. «Каждая коша представляет собой один из аспектов нашего опыта или осознанности, и потенциально она может быть открыта и доступна индивидууму, либо же заблокирована», - говорит Стэнцлер, помогающая своим пациентам поменять самоидентификацию и освободиться от этих заблокированных областей.
«Когда я впервые пришла на психотерапию, у меня было большое количество тревоги и физических симптомов, которые заставляли меня чувствовать себя пойманной в ловушку», - говорит Рэйчел В., учитель в специальной педагогике. «Благодаря йоге Джоан помогла мне пронаблюдать, что я на самом деле испытывала, тренировала меня размышлять через собственное тело».
Однако некоторые эксперты предостерегают против таких сочетанных методов терапии. Основная проблема, которая их беспокоит – это безопасность: действительно ли психотерапевты могут быть достаточно подготовлеными, чтобы обучать йоге? «Да, но только после продолжительного курса обучения», - говорит Бо Форбс, клинический психолог, учитель йоги, а также основатель и директор Центра Интегративной Йогатерапии в Бостоне. Она уверена в том, что психотерапевтам необходимо углублённое изучение йоги и сильная база знаний по анатомии и отстройке йога-асан, чтобы предотвратить возможные травмы. На данный момент, официальных лицензий и стандартов практики в области йогатерапии не существует.
В дальнейшем, по словам Форбс, многие эксперты в области пихического здоровья, которые попробуют йогатерапию, столкнутся со сложным периодом преодоления ограничивающих установок собственной профессии. «Как психологов, нас обучали, что прикосновения к клиенту должны быть исключены. Преодоление такого запрета, к примеру, может потребовать определённой работы для клиницистов, проходящих программы нашего преподавательского курса».
Тем не менее, уже сейчас многие психотерапевты в своих приёмных ставят клиентов в «собаку головой вниз». Стэнцлер говорит, что йога и психотерапия создают совершенный союз – отражающий реальный смысл 'йоги' в переводе с санскрита. «Цель и намерение психотерапевта связаны с поддержкой человека для реализации самого себя в своей изначальной природе. И это йога! Я всё это делала, но не осознавала раньше», - признаётся Стэнцлер.
Автор: Валентина Цветкова, автор, преподаватель йоги и медитации