практика
Йога: лечит или калечит?
Вне зависимости от того, чем мы занимаемся, йогой или другой телесно-ориентированной практикой, какую школу или методику мы выбираем - осознанный подход в практике должен стоять на первом месте. Тогда наше тело, как хорошо настроенный инструмент, заиграет ту, мелодию для которой оно было создано.
Этот вопросприобретает крайнюю актуальность , в связи с возросшим спросом на данный вид телесно-ориентированной практики. Чем больше распространяется явление, тем обширней список мнений и выводов про него. Изучая различные статьи, проводя мониторинг просторов интернета и, конечно же, имея опыт взаимодействия с практикующими, наблюдая за их осанкой и телосложением, я вынуждена согласиться, что отрицательный результат имеет место быть. Отсюда возникает необходимость изучить вопрос и разобраться , в чем же корень проблемы.

Сразу хочется отметить, что речь пойдет исключительно о йоге с точки зрения работы с телом, то есть , о ее гимнастическом аспекте. Вопрос заключается в том, как использовать гимнастику йогов в качестве инструмента для решения определенных задач, безопасно и эффективно. Прежде всего необходимо понимать, как работает тело и на какие основополагающие механизмы в этой работе следует обратить пристальное внимание.

При выполнении любых физических упражнений тело взаимодействует с силами внешней среды, противопоставляя им внутренние силы, заложенные в структуре опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат можно рассматривать как систему рычагов и отвесов, представленных в виде костей. Мышцы и сухожилия, вступая в единство с фасциями, покрывают и натягивают скелет, формирую целостную структуру «натяжения-сжатия». Среди внутренних сил можно выделить упругую силу, возникающую при взаимодействии тканей тела с внешними силами и силу мышечной тяги. Только тогда, когда внутренние и внешние силы уравновешены, структура способна функционировать оптимально и эффективно. И наоборот, отсутствие уравновешенности приводит к разрушению.

«Нахождение механически выигрышного положения скелета – основная задача в достижении эффективного телесного равновесия». (Джон Ролланд).

Любой рычаг или отвес должен иметь точку опоры, относительно которой будут происходить движения. И чем стабильней точка опоры, тем эффективней работа рычага. Главной опорной колонной человеческого тела является позвоночник.

Благодаря своему строению позвоночник является гибкой конструкцией. Для того, чтобы эта конструкция могла эффективно выполнять свою задачу, необходимо создать условия, при которых ее прочность будет соблюдена без потери гибкости и подвижности.

Неуравновешенное положение тела в пространстве зачастую связанно с некорректно выполненным выстраиванием позвоночника или отсутствием этого действия, что является одним из факторов, который может привести к негативным результатам практики. Чтобы избежать их, целесообразно обратить внимание на следующие принципы, способствующие безопасному и эффективному выполнению упражнений:

1) Осевое вытягивание.

Движение «осевое вытягивание» происходит за счет работы глубоких мышц, стабилизирующих позвоночник. Нужно отметить, что это движение разностороннее, направленное от геометрического центра нашего тела вдоль оси позвоночника одновременно вверх и вниз. В результате этого движения изгибы позвоночного столба распрямляются, таз и череп взаимоотдаляются, расстояние между нижними ребрами и костями таза увеличивается. Осевое вытягивание целесообразно использовать в качестве подготовительного движения в процессе отстройки любой позы.

2) Центрирование.

«Центрирование» предполагает включение в работу мышц центра и нахождение уравновешенного положения таза и грудной клетки.В начале нужно определить, что представляет собой центр и где он находится.Это анатомический регион между грудной клеткой и тазом, который обычно представляют в виде цилиндра. Верхнее и нижнее дно, а так же стенки этого условно представленного цилиндра сформированы следующими мышцами: мышцы тазового дня, грудобрюшная диафрагма, подвздошно-поясничные мышцы, поперечная мышца живота, многораздельные мышцы, внутренние и наружные косые мышцы, квадратная мышца поясницы, мышца выпрямляющая позвоночник. Среди вышеперечисленных, выделяют глубокие мышцы, действие которых совместно с фасциальной системой туловища (грудопоясничная и брюшная фасции), обеспечивает стабильность во фронтальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях поясничного, крестцового и копчикового отделов позвоночника. Чтобы сформировать навык управления мышцами центра, необходимо прежде всего научится чувствовать их действие при выполнении разных движений и поз. Если есть знание того, как эти мышцы расположены и понимание их функции, то процесс формирования навыка управления значительно ускорится. В результате мы получим единый «центр силы» - основу устойчивости и баланса любой телесно-пространственной конфигурации.

Осевое вытягивание и центрирование – движения неразрывно связанные друг с другом. Можно сказать, что это взаимодополняющие части одного действия.

Итак, подытожим:

- Поза может считаться уравновешенной и корректно отстроенной тогда, когда позвоночник стабилен и сохраняет свойство упругости, изгибы анатомически оправданы в соответствии с положением и формой туловища.

- Подготовительные движения для достижения конечной позы включают осевое вытягивание, при условии, что импульс движения формируется в центре и передается к периферии (к конечностям) с обратной связью.

Вся вышеизложенная информация не дает полноценных теоретических и практических ключей для целостного понимания практики. Весь процесс в объеме является многослойным. Факторов, которые могут приводить к негативным результатам, много. И за редким исключением эти факторы могут касаться самих упражнений йоги. Вопрос скорее к технике их выполнений, к выбранному подходу их освоения и к пониманию основ, которые едины для всех движений и положений тела в пространстве. Вне зависимости от того, чем мы занимаемся, йогой или другой телесно-ориентированной практикой, какую школу или методику мы выбираем - осознанный подход в практике должен стоять на первом месте. Тогда наше тело, как хорошо настроенный инструмент, заиграет ту, мелодию для которой оно было создано.
преподаватель Гимнастики йогов